Мансур Алишаев: Пашазаде – политический инструмент Баку для влияния на мусульман Северного Кавказа и всей России
«Сегодняшнее азербайджанское руководство для достижения своих интересов использует широкий набор средств и инструментов. В этом арсенале не последнее место занимает фигура главы Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Пашазаде. Сам Пашазаде, несмотря на свой духовный пост, является плотью от плоти азербайджанской клановой бюрократической системы», - говорится в статье Мансура Алишаева размещенной на сайте Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (РФ) под заглавием «Политический инструмент “Пашазаде”».
Как сказано в статье, Пашазаде является как бы продолжением государственной системы Азербайджана на религиозном поле и в этой своей роли становится уникальным и незаменимым инструментом бакинской дипломатии в тех сферах, где не могут действовать политики. А эти сферы – укрепление влияния Баку в Дагестане, других республиках Кавказа и даже всей России.
В материале отмечается, что Азербайджан – единственная республика бывшего СССР,, где шииты составляют большинство населения, а сунниты – меньшинство. В последние годы достаточно часто говорят о дискриминации суннитов в Азербайджане. Об этой проблеме писали практически все мусульманские и религиоведческие ресурсы России. После встречи с руководством ФЛНКА председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин сделал в СМИ заявление по этому поводу. «Я узнал весть об ущемлении свободы совести у проживающих в Азербайджане суннитов. И официальным образом через посла Азербайджана Полада Бюль-бюль оглы я направил письмо муфтию Пашазаде. Однако на это моё письмо до сих пор ответ не пришёл», - заявил тогда Гайнутдин.
В материале сказано, что Пашазаде в Азербайджане рассматривается скорее как госслужащий, этакий министр по делам ислама, нежели религиозный лидер. «Истинными религиозными лидерами у шиитов являются не главы духовных управлений, а аятоллы – шиитские богословы высшего ранга. Пашазаде же - не аятолла. А оттого многие религиозные азербайджанские шииты ориентируются отнюдь не на него. Они ориентируются на аятолл Ирана и других стран. Сунниты же естественно также не воспринимают его как духовного лидера. При такой его невостребованности в делах религиозного просвещения верующих Азербайджана Пашазаде с упоением реализует себя в делах политических. Именно этим он и удобен для бакинских властей», - говорится в публикации.
«Первый вопрос, который Баку пытается решить через Пашазаде – это получить поддержку мусульман Северного Кавказа в конфликте с Арменией. Баку через Пашазаде постоянно эксплуатирует тему мусульманского братства и необходимости чтить память «шехидов» - азербайджанских солдат, погибших в Карабахе. Понято, что официальные азербайджанские чиновники и дипломаты не могут призывать мусульман Северного Кавказа поддержать Азербайджан в конфликте с Арменией. А Пашазаде может, подавая конфликт с Арменией, как религиозную борьбу с неверными», - сказано в статье.
Автор отмечает, что масштаб амбиций Пашазаде во влиянии на дела Северного Кавказа виден хотя даже в том, что он уже давно официально именует себя не иначе, как «председатель Управления мусульман Кавказа». Не мусульман Азербайджана, не мусульман Закавказья, что в его случае было бы более понятным и естественным, а именно мусульман Кавказа. Он постоянно приезжает на религиозные мероприятия, проводимые в республиках Северного Кавказа, делает заявления по проблемам Северного Кавказа, словно старший брат наставляет муфтиев Северного Кавказа, сказано в статье.
«Причем происходит это к полному недоумению самих мусульман северокавказских республик. Взять, к примеру, его участие в открытии Исламского университета имени Кунта-хаджи летом прошлого года в Грозном. Тогда глава чеченской президентской администрации Магомед Селимханов несколько раз представил Пашазаде как официального главу мусульман Закавказья. Но тот сам к полному недоумению всех приглашенных российских и кавказских муфтиев подчеркнуто заявил, что его следует именовать не иначе, как главой мусульман Кавказа», - говорится в статье.
При этом, Пашазаде обильно сдабривает свое участие в делах Кавказа щедрыми подарками северокавказским муфтиям. Он приглашает их на свои форумы в Баку, отправляя за ними свой личный самолет, селит в лучших гостиницах.
«Пашазаде не может быть назван даже официальным лидером мусульман Закавказья, не то что всего Кавказа. Недавно мусульмане Грузии открыто вышли из-под его формального контроля. Совет Духовного управления мусульман Грузии избрал нового Главного шейха страны. Им стал Миль Гусеин Асабов. Новый премьер Грузии Бидзина Иванишвили уже пообещал общине грузинских мусульман свою поддержку. Тбилиси, конечно, заинтересован в ослаблении влияния Баку на своих мусульман», - сказано в статье.